Автопром на подъеме: кто и как производит автомобили в России
Автомобильная промышленность на взлете: выпуск машин увеличился за год более чем в 2 раза.
Какие отечественные машины есть в стране, и насколько они действительно отечественные, разбирались « Новые Известия ».
За январь–апрель 2024 года российские автозаводы выпустили 224 тысячи легковых авто — на 92,5% больше, чем за январь–апрель прошлого года. Из них 63 тысячи автомобилей было выпущено в апреле — в 2,3 раза больше апреля 2023 года.
«АвтоВАЗ» и УАЗПо данным «Автостата», в апреле продажи Lada Granta увеличились на 5,9% (до 19 421 авто), Lada Vesta — более чем в 50 раз (до 13 276 автомобилей), Lada Niva Travel — на 33,5% (до 5044), Lasa Niva Legend — на 60,5% (до 4501 автомобилей). Всего Lada за 12 месяцев прибавила 67,2% (до 42 270 автомобилей).
Если предположить, что продажи автомобилей соответствуют их производству, то «АвтоВАЗ» дал порядка 67% выпуска легковых авто в России.
Уровень локализации у обеих моделей «Нивы» «зашкаливает за 99%», заявил в начале этого года глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Было бы удивительно, если бы даже «Нивы» не были импортозамещенными (в 2015 году уровень локализации классической «Нивы» был 70%). Техника 60-х годов прошлого века, отсутствие ABS, ESP и подушек безопасности…
Интереснее дела с Lada Vesta. Как утверждает руководство завода, уровень локализации более 95%.
Но если вглядеться в детали: блок ABS выпускается в Костроме на заводе компании «Итэлма». Но там их пока просто собирают из китайских компонентов.
Аналогичная ситуация и с двигателем 1,8 л, с которым идет китайский вариатор WanLiYang (такой же ставится на самые слабые версии автомобилей Chery и Omoda). Шатуны, поршневые кольца, клапаны, ремень ГРМ, датчики, катализатор, фазовращатели, распредвалы, форсунки, приводной диск, — все импортное, в основном китайское. Даже подлокотники для задних пассажиров у нас не делают. Lada Vesta сейчас идут без подлокотников.
УАЗу также далеко до полного импортозамещения. Задача поднять степень локализации руководством завода была поставлена лишь в начале 2023 года.
Уровень локализации УАЗ «Патриот» в прошлом году был снижен Минпромторгом до 2809 баллов с 2880 баллов с 2021 года. Максимально можно набрать 7000 баллов.
Наши китайские автоИз иностранных производителей существенная локализация только у Haval. На заводе под Тулой выпускаются модели Jolion, F7 и Dargo. Для Jolion на заводе варят и красят кузова, открыли цех по производству моторов, правда двигатели тоже лишь собираются из готовых китайских компонентов. Российское в них только масло. Так локализация Haval Jolion достигла 1630 баллов. Это лучший показатель среди китайских машин.
Дальше — «Москвич 3». Сегодня из Китая идут кузова в сборе, двигатель с трансмиссией и колеса, — в Москве это все только соединяется и заправляется техническими жидкостями. Скоро в салонах должны появиться автомобили с кузовами, сваренными и окрашенными в России. Но и это еще не позволит набрать 1600 баллов, дающие право на возврат утилизационного сбора в 300 тысяч рублей.
Калининградский «Автотор» удивляет изобилием моделей, причем от совсем разных китайских производителей: BAIC X35 и BAIC U5 plus, KAIYI E5, KAIYI X3 и X3 Pro (разновидности Chery Tiggo4 c другим дизайном), KAIYI X7 Kunlun, SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro, Forthing T5 и T5 Evo, Forthing M4 Yacht (Forthing — один из брендов компании Dongfeng), а также Jetour Dashing (один из брендов Chery).
На дорогах более-менее часто можно увидеть разве что Jetour Dashing, все другие модели, скорее, из разряда экзотики. При столь разноплановом ассортименте речь о локализации не идет — только крупноузловая сборка.
По-прежнему ничего не известно о локализации Xcite X-Cross 7, которые начали собирать на «Автозаводе Санкт-Петербург», принадлежащем государственному НАМИ. Как были китайские Chery Tiggo 7 Pro, так и остались.
Sollers, которому принадлежит УАЗ, в прошлом году на заводе во Владивостоке начал собирать пикапы Sollers ST6. Как и «Москвич», Sollers — это китайский JAC с другим шильдиком. Но руководство концерна обещало на заводе в Елабуге локализовать производство двигателей.
Отдельно упомянем машины Evolute, которые собираются в Липецке на заводе «Моторинвест». Производитель заявляет, что это «Электромобильный бренд №1». В линейке аж шесть электрических моделей: i-PRO, i-JOY, i-SKY, i-SPACE, i-JET и i-VAN.
Но несмотря на то, что государство дает субсидии на «электрические» машины в размере до 925 тысяч рублей и до 35% от стоимости авто, на дорогах встречаются разве что устаревшие седаны i-PRO. За 2023 год было продано всего лишь 2020 машин.
С таким объемом продаж переносить полноценное производство в Россию экономически нецелесообразно. Хотя «Моторинвест» обещает наладить сварку и окраску кузовов и заменить китайские батареи отечественными. Когда это случится — не уточняется, а пока идет все та же крупноузловая сборка из китайских компонентов.
«Лего» из «Солярисов» и «Ситроенов»Бывшие Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X собирают в России, как сообщается, из старых запасов компонентов. Значит, там должны быть детали российского производства: в 2020 году локализацию Hyundai Solaris оценивали в 1500 баллов. Сейчас это лучший результат после «АвтоВАЗа», УАЗа и Haval. Однако складские запасы не позволяют загрузить смежные производства и открывать новые рабочие места.
В Калуге на заводе «ПСМА Рус» в марте была налажена сборка «французских» кроссоверов Citroen C5 Aircross. Ну, почти французских — нам поставляются детали машин в китайской спецификации. На заводе сразу началась мелкоузловая сборка. Своего производства компонентов, конечно нет, однако в Калугу привозят не почти полностью готовые машины, а набор деталей, в том числе окрашенный кузов без стекол. Рыночные перспективы этого бренда омрачает высокая цена: за переднеприводную модель ценник — 4,299 млн рублей. Китайские аналоги дешевле.
В ближайшей перспективе отечественных авто может стать еще больше: в Нижнем Новгороде будут собирать три модели бренда Volga, а на бывшем заводе Mercedes под Химками уже выпустили пробную партию кроссоверов Exeed VX и TXL. Но пока все этим и ограничилось — сборка в России оказывается слишком дорогой.
Итак, отечественных автомобилей становится больше, однако более отечественными они не становятся. Неплохо, что сборочные предприятия загружаются хотя бы крупноузловой сборкой — это сохраняет рабочие места. Но кардинально отечественный автопром от этого не меняется. «Прописка» в России многих китайских брендов не ведет к переносу технологий и полноценному производству компонентов.
Фото: Изображение MidjourneyПоследние новости
Глава Удмуртии призывает студентов вернуться в регион
Власти Удмуртии стремятся привлечь молодых специалистов для развития региона.
Реализация программы повышения надежности электросетевого комплекса Удмуртии
В Удмуртской Республике обсуждаются меры по улучшению газоснабжения и производительности труда.
Удмуртия: более 719 тысяч прививок от гриппа сделано на 22 ноября
Общие данные о вакцинации в республике показывают активное участие населения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией