Автопром на подъеме: кто и как производит автомобили в России

Автомобильная промышленность на взлете: выпуск машин увеличился за год более чем в 2 раза.

Автомобильная промышленность на взлете: выпуск машин увеличился за год более чем в 2 раза. Однако выпустить с конвейера и действительно произвести автомобиль — это разные вещи. Сюжет

Какие отечественные машины есть в  стране, и  насколько они действительно отечественные, разбирались « Новые Известия ».

За  январь–апрель 2024  года российские автозаводы выпустили 224  тысячи легковых авто  — на  92,5% больше, чем за  январь–апрель прошлого года. Из  них 63  тысячи автомобилей было выпущено в  апреле  — в  2,3 раза больше апреля 2023  года.

«АвтоВАЗ» и  УАЗ

По  данным «Автостата», в  апреле продажи Lada Granta увеличились на  5,9% (до  19 421  авто), Lada Vesta  — более чем в  50  раз (до  13 276  автомобилей), Lada Niva Travel  — на  33,5% (до  5044), Lasa Niva Legend  — на  60,5% (до  4501  автомобилей). Всего Lada за  12  месяцев прибавила 67,2% (до  42 270  автомобилей).

Если предположить, что продажи автомобилей соответствуют их  производству, то  «АвтоВАЗ» дал порядка 67% выпуска легковых авто в  России.

Уровень локализации у  обеих моделей «Нивы» «зашкаливает за  99%», заявил в  начале этого года глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Было  бы удивительно, если  бы даже «Нивы» не  были импортозамещенными (в  2015  году уровень локализации классической «Нивы» был 70%). Техника 60-х годов прошлого века, отсутствие ABS, ESP и  подушек безопасности…

Интереснее дела с  Lada Vesta. Как утверждает руководство завода, уровень локализации более 95%.

Но  если вглядеться в  детали: блок ABS выпускается в  Костроме на  заводе компании «Итэлма». Но  там их  пока просто собирают из  китайских компонентов.

Аналогичная ситуация и  с  двигателем 1,8 л, с  которым идет китайский вариатор WanLiYang (такой  же ставится на  самые слабые версии автомобилей Chery и  Omoda). Шатуны, поршневые кольца, клапаны, ремень ГРМ, датчики, катализатор, фазовращатели, распредвалы, форсунки, приводной диск,  — все импортное, в  основном китайское. Даже подлокотники для задних пассажиров у  нас не  делают. Lada Vesta сейчас идут без подлокотников.

УАЗу также далеко до  полного импортозамещения. Задача поднять степень локализации руководством завода была поставлена лишь в  начале 2023  года.

Уровень локализации УАЗ «Патриот» в  прошлом году был снижен Минпромторгом до  2809  баллов с  2880  баллов с  2021  года. Максимально можно набрать 7000  баллов.

Наши китайские авто

Из  иностранных производителей существенная локализация только у  Haval. На  заводе под Тулой выпускаются модели Jolion, F7 и  Dargo. Для Jolion на  заводе варят и  красят кузова, открыли цех по  производству моторов, правда двигатели тоже лишь собираются из  готовых китайских компонентов. Российское в  них только масло. Так локализация Haval Jolion достигла 1630  баллов. Это лучший показатель среди китайских машин.

Дальше  — «Москвич  3». Сегодня из  Китая идут кузова в  сборе, двигатель с  трансмиссией и  колеса,  — в  Москве это все только соединяется и  заправляется техническими жидкостями. Скоро в  салонах должны появиться автомобили с  кузовами, сваренными и  окрашенными в  России. Но  и  это еще не  позволит набрать 1600  баллов, дающие право на  возврат утилизационного сбора в  300  тысяч рублей.

Калининградский «Автотор» удивляет изобилием моделей, причем от  совсем разных китайских производителей: BAIC X35 и  BAIC U5 plus, KAIYI E5, KAIYI X3 и  X3 Pro (разновидности Chery Tiggo4 c другим дизайном), KAIYI X7 Kunlun, SWM G01, SWM G01F и  SWM G05 Pro, Forthing T5 и  T5 Evo, Forthing M4 Yacht (Forthing  — один из  брендов компании Dongfeng), а  также Jetour Dashing (один из  брендов Chery).

На  дорогах более-менее часто можно увидеть разве что Jetour Dashing, все другие модели, скорее, из  разряда экзотики. При столь разноплановом ассортименте речь о  локализации не  идет  — только крупноузловая сборка.

По-прежнему ничего не  известно о  локализации Xcite X-Cross 7, которые начали собирать на  «Автозаводе Санкт-Петербург», принадлежащем государственному НАМИ. Как были китайские Chery Tiggo 7 Pro, так и  остались.

Sollers, которому принадлежит УАЗ, в  прошлом году на  заводе во  Владивостоке начал собирать пикапы Sollers ST6. Как и  «Москвич», Sollers  — это китайский JAC с  другим шильдиком. Но  руководство концерна обещало на  заводе в  Елабуге локализовать производство двигателей.

Отдельно упомянем машины Evolute, которые собираются в  Липецке на  заводе «Моторинвест». Производитель заявляет, что это «Электромобильный бренд №1». В  линейке аж  шесть электрических моделей: i-PRO, i-JOY, i-SKY, i-SPACE, i-JET и  i-VAN.

Но  несмотря на  то, что государство дает субсидии на  «электрические» машины в  размере до  925  тысяч рублей и  до  35% от  стоимости авто, на  дорогах встречаются разве что устаревшие седаны i-PRO. За  2023  год было продано всего лишь 2020  машин.

С  таким объемом продаж переносить полноценное производство в  Россию экономически нецелесообразно. Хотя «Моторинвест» обещает наладить сварку и  окраску кузовов и  заменить китайские батареи отечественными. Когда это случится  — не  уточняется, а  пока идет все та  же крупноузловая сборка из  китайских компонентов.

«Лего» из  «Солярисов» и  «Ситроенов»

Бывшие Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и  Kia Rio X собирают в  России, как сообщается, из  старых запасов компонентов. Значит, там должны быть детали российского производства: в  2020  году локализацию Hyundai Solaris оценивали в  1500  баллов. Сейчас это лучший результат после «АвтоВАЗа», УАЗа и  Haval. Однако складские запасы не  позволяют загрузить смежные производства и  открывать новые рабочие места.

В  Калуге на  заводе «ПСМА Рус» в  марте была налажена сборка «французских» кроссоверов Citroen C5 Aircross. Ну, почти французских  — нам поставляются детали машин в  китайской спецификации. На  заводе сразу началась мелкоузловая сборка. Своего производства компонентов, конечно нет, однако в  Калугу привозят не  почти полностью готовые машины, а  набор деталей, в  том числе окрашенный кузов без стекол. Рыночные перспективы этого бренда омрачает высокая цена: за  переднеприводную модель ценник  — 4,299  млн рублей. Китайские аналоги дешевле.

В  ближайшей перспективе отечественных авто может стать еще больше: в  Нижнем Новгороде будут собирать три модели бренда Volga, а  на  бывшем заводе Mercedes под Химками уже выпустили пробную партию кроссоверов Exeed VX и  TXL. Но  пока все этим и  ограничилось  — сборка в  России оказывается слишком дорогой.

Итак, отечественных автомобилей становится больше, однако более отечественными они не  становятся. Неплохо, что сборочные предприятия загружаются хотя  бы крупноузловой сборкой  — это сохраняет рабочие места. Но  кардинально отечественный автопром от  этого не  меняется. «Прописка» в  России многих китайских брендов не  ведет к  переносу технологий и  полноценному производству компонентов.

Фото: Изображение Midjourney

Последние новости

Глава Удмуртии призывает студентов вернуться в регион

Власти Удмуртии стремятся привлечь молодых специалистов для развития региона.

Реализация программы повышения надежности электросетевого комплекса Удмуртии

В Удмуртской Республике обсуждаются меры по улучшению газоснабжения и производительности труда.

Удмуртия: более 719 тысяч прививок от гриппа сделано на 22 ноября

Общие данные о вакцинации в республике показывают активное участие населения.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Петропавловске-Камчатском с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *